Вход

Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно авторизоваться.
Забыли пароль?
Регистрация

На сайте

Гостей: 1
Пользователей: 0


Опросы

Вам нравится сайт?
Да!
Нет
Воздержусь

Результаты Архив

3 Топ видео

Calendar



ENG A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
РУСА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Все термины
ТерминОпределениеПолное определение
A а—ля; предлоги к, до, в, вроде
A cappella а капелла) – термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.
A piacere а пьячере—по усмотрению исполнителя,свободно
A piena voce а пьена воче—полным голосом
A tempo а темпо—в прежнем темпе
Accelerando аччелерандо—ускоряя
Ad libitum ад либитум—по желанию
Adagio адажио—медленно
Adagissimo (адажиссимо) – обозначение темпа: очень медленно.
ADAT Широко распространенный тип восьмидорожечных цифровых магнитофонов, созданных фирмой Alesis. Используемый в них восьмиканальный оптический цифровой интерфейс поддерживается многими другими производителями.
AES/EBU Формат двухканального цифрового интерфейса, также известный как AES3.
Affettuoso (аффеттуозо) – обозначение выразительности: «с чувством».
Agitato аджитато—возбужденно
Ais аис—ля-диез
Al аль—предлог до
All, alla аль, алля—вроде, в духе
Alla breve алля бреве(букв.—укорочено) — удвоить единицу метра
Allargando алляргандо—расширяя
Allegretto аллегретто—спокойнее, чем Allegro
Allegrezza аллегрецца—веселость
Allegro аллегро—весело, живо, быстро
Amoroso аморозо—любовно
Ancora анкора—еще
Andante анданте—не спеша
Andantino андантино—чуть живее, чем Andante
Anima анима—душа
Animando анимандо—воодушевляясь,ускоряя
Animato анимато—воодушевленно, оживленно
Anticipation (англ.) – 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.
Appasionato аппассионато—страстно
Apriccioso каприччозо— капризно, прихотливо
Arco (арко) – буквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато.
Arpeggio,arpeggiato арпеджио, арпеджиато—подобно арфе,в виде арпеджио
As ас—ля-бемоль
ASIO Формат драйверов, разработанный компанией Steinberg
Assai ассаи—весьма
Attacca атака—продолжать без перерыва
Audio Units (AU) Формат подключаемых модулей в операционной системе Apple MacOS X.
B бэ—си-бемоль (в некот. странах—си)
Basso continuo бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.
Basso ostinato бассо остинато) – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
Battery (англ.) – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.
Beat (англ.) – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.
Bel canto (бель канто) – стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.
Belebt белебт (нем.)—оживленный
Ben, bene бен, бeне—хорошо, как следует
Blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
Bop (англ.) – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.
Brillante брильанте—блестяще
Brio брио—живость, возбуждение; con brio кон брио—с огнем
Burden (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.
C цэ—до; размер 4/4, сокр. слова capo
Calando каляндо—успокаивая
Cantabile кантабиле—певуче
Canto канто—пение
Cantus firmus (лат.) (кантус фирмус) – буквально «прочный напев»: ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции.
Cantus planus (лат.) (кантус планус) – ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала.
Capo капо—начало; da саро—повторить сначала
Capriccioso каприччозо— капризно, прихотливо
CD-R Однократно записываемые компакт-диски
CD-ROM Компакт-диски с данными
CD-RW Перезаписываемые компакт-диски.
Ces цес—до-бемоль
Chantey, shanty (англ.) – трудовые песни английских и американских матросов, исполнявшиеся в определенном ритме для облегчения работы.
Cis цис—до-диез
Coda кода(букв.—хвост)—заключительный раздел
Col, colloa комодо—удобно
Con кон—предлог с
Con brio (кон брио) – обозначение выразительности: «живо».
Con fuoco (кон фуоко) – обозначение выразительности: «с огнем».
Con moto (кон мото) – обозначение темпа и выразительности: «с движением».
Concertato (кончертато) – стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д.
Corda корда—струна; una corda—одна струна; указание применить левую педаль
Core Audio Формат аудиодрайверов в операционной системе Apple MacOS X.
Core MIDI Формат MIDI-драйверов в операционной системе Apple MacOS X.
Cornetto (корнетто), цинк – деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд.
Crescendo крешендо (крещендо) — постепенно усиливая
D дэ—ре; сокр. слов da, dal, destra, droite
D.C. сокр. слов Da саро да капо—с начала
Da, dal, dalla да, даль,далля—предлоги от, к
Dal segno (даль сеньо) – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S.
Deciso дечизо—решительно
Decrescendo диминуэндо—постепенно затихая
Del, della дель, делля—предлог от
Des дис—ре-диез
Diminuendo (диминуэндо) – динамическое указание, аналогичное decrescendo.
DirectX Технология, разработанная компанией Microsoft, формат подключаемых модулей или формат драйверов. Еще называется Direct Sound.
Divisi (дивизи) – указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.
Dolce дольче (букв.—сладко)—нежно
Dolore долоре—боль
Doloroso (долорозо) – указание выразительности: «скорбно».
Doloroso, dolente долорозо,доленте—печально, скорбно
Doppio доппьо—двойной (doppio movimento—вдвое быстрее)
Droite друат (фр.)—правая
Dur дур (нем.;букв.—твердый)—мажор
E е—ми; союз и
Ed эд—союз и
Eguale эгуале—ровно
Elegiaco эледжиако—элегично
Empfindsamer Stil (нем.) – стиль исполнения музыки барокко, при котором игнорируются присущие этой эпохе условности и цель которого – непосредственная и свободная передача эмоционального содержания произведения.
Energico энерджико—энергично,решительно
Eroico эроико—героично
Es эс—ми-бемоль
Espressione эспрессионе —выразительность
Espressivo эспрессиво—выразительно
F эф—фа; f-сокр. слова forte
Feroce фероче—свирепо
Fes фэс—фа-бемоль
Festive,festoso фестиво,фестозо—празднично
Fine фине—конец; al fine (сокр.—a.f.)—до конца
Fis фис—фа-диез
Foco фоко—см. Fuoco
FOH Front of House - часть концертного помещения перед авансценой. В применении к звуковому оборудованию - то, что имеет отношение к озвучиванию зрительного зала.
Forte форте—сильно, громко
Fortissimo (фортиссимо) – очень громко; сокращенно ff.
Forza форца—сила; con tutta forza кон тутта форца—со всей силой
Funebre фунебре—похоронно, мрачно
Fuoco фуоко—огонь
G re—соль; сокр.слова gauche
Gauche гош (фр.)—левая
Gebrauchsmusik (нем.) – 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).
Ges гec—соль-бемоль
Gesammtkunstwerk (нем.) – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.
Giocoso джокозо—игриво
Gis гис—соль-диез
Giusto джусто—точно
Glissando глиссандо—скользя
Gran, grande гран, гранде—большой
Grand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.
Grave граве—важно, тяжеловесно
Grazia грация—изящество
Grazioso грациозо—изящно
H ха—си; сокр. слова Hand
Hand ханд (нем.)—рука
His хис—си-диез
Idee fixe (франц.) – буквально «навязчивая идея»: термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г.Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).
Il иль—опред. артикль муж. рода в итал. языке
Imitando имитандо—подражая
Impetuoso импетуозо—порывисто,страстно
Impromtu эмпромтю (фр.)—экспромт,пьеса импровизационного характера
In ин—предлог в;in modo ин модо—в стиле
Incalzando инкальцандо (букв.—преследуя)—ускоряя
Issimo иссимо—суффикс, придающий прилагательному превосходную степень,
Istesso истессо—такой же, прежний
Klangfarbenmelodie (нем.) – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.
L'istesso tempo листессо темпо—тот же темп
L. сокр. слова Linke
La ля—опред. артикль жен. рода в итал. языке
Lamento ляменто—плач, жалоба
Langsam лянгзам (нем.)—медленно
Larghetto ляргетто—не очень медленно
Largo лярго—широко, очень медленно
Lebhaft лебхафт (нем.)—живо
Legato ленто—медленно
Leggiero (леджиеро) – обозначение выразительности: легко, грациозно.
Lento (ленто) – обозначение темпа: медленно.
Lied (нем. «песня») – термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в.
Linke линке (нем.)—левая
Lugubre люгубре—мрачно, зловеще
Lunga люнга—долгая (остановка на фермате, паузе)
M. сокр. слов main, mano, mezzo
M.d сокр. слов mano dextro, main droite—правая рука
M.g. сокр. слов main gauche
Ma ма—предлог но
Ma non troppo (ма нон троппо) – не слишком; allegro ma non troppo – не слишком быстро.
Macabre макабр (фр.)—похоронный; danse macabre данс макабр—пляска смерти
Maestoso маэстозо—величественно,торжественно
Maggiore маджоре—мажорный
Main мэн (фр.)—рука
Mano мано—рука
Marcato маркато—четко, подчеркнуто
Marciale марчиале—маршеобразно
Massig мэссиг (нем.)—умеренно
Meno мено—менее
Mesto место—печально, скорбно
Mezza voce (мецца воче) – вполголоса.
Mezzo меццо—наполовину, средне; mezzo voce—вполголоса;mf—не очень громко
Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко.
MIDI Цифровой интерфейс, предназначенный для управления музыкальными инструментами и другими устройствами
Minore миноре—минорный
Moderato (модерато) – обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.
Modo модо—образ; in modo—ин модо—в стиле
Moglich мёглих (нем.)—возможно
Moll моль(нем.;букв.—мягкий)—минор
Molto мольто —много, очень
Morendo морендо—замирая
Mosso моссо— оживленно; Allegro mosso— живее, чем Allegro
Moto мото—движение
Movimento мовименто—движение,темп
Mp сокр. слов mezzo piano
MP3 Формат звуковых файлов, используется сжатие данных с потерями.
Musica ficta (музика фикта), musica falsa (музика фальса) – распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон).
Musique concrète (франц.) – одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям.
Nell, nella нель, нелла—то же, что in
Nicht нихьт (нем.)—не; nicht zu нихьт цу—не слишком
Noch нох (нем.)—еще
Non не, нет; non tanto нон танто—не столь, non troppo нон троппо—не слишком
Non troppo (нон троппо) – не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро.
O о—союз или
Obligato облигато) – 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.
Opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.
Opus (сокр.—ор.) опус—произведение, сочинение
Ossia оссиа—так же; вариант исполнения
Ostinato остинато—неотступно
Ottava оттава—октава; ottava alta; ottava bassa оттава басса—октавой ниже
P сокр. слов pedale, piano
P.f. сокр. слова pianoforte
Parte парте—партия, голос (в ансамбле); colla parte колля парте—с партией (певца, солиста)
Passione пассионе—страсть
Patetico патетико—патетично
Patter song (англ.) – юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо.
Pedale педале—педаль
Per пер—предлоги для, за, по
Perdendosi пердендози—исчезая, замирая, сводя звучность на нет
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.
Pesante пезанте—тяжеловесно, подчеркнуто
Piacere пиачере—желание; a piacere—по усмотрению исполнителя
Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; сокращенно: pp.
Piano пиано—тихо
Pianoforte (сокр.—p.f.) пианофорте (букв.тихо-громко)—фортепиано
Piu пиу—более
Pizzicato (пиццикато) – щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.
Pochissimo покиссимо—чуть, едва
Poco a poco поко а поко—мало-помалу, постепенно
Poco, un poco поко, ун поко—немного, мало
Poi пой—после
Portamento (портаменто) – скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных.
Portato (портато) – способ звукоизвлечения, между legato и staccato.
Possibile поссибиле—как только возможно
Precise пречизо—точно, определенно
Prestissimo престиссимо—предельно скоро
Presto престо—скоро
Prima, primo прима, примо—первая, первый (в нотах для фортепиано в 4 руки,— правая партия)
Quasi куази—подобно, вроде
Quodlibet (кводлибет) – шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен.
R сокр. слова rechte
Rallentando раллентандо—замедляя
RAM Изменяемая память, теряющая содержание при отсутствии питания.
RCA Вид разъема, также называется "phono"
Rechte рехте (нем.)—правая
Repetizione репетиционе—повторение
Rinforzando (сокр. rf, rfz) ринфорцандо—усиливая
Ripieno (рипиено) – в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti.
Risoluto ризолуто—решительно
Ritardando (ритардандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя.
Ritardanto (сокр.-ritard.) ритардандо—запаздывая, замедляя
Ritenuto (сокр.—rit., riten.) ритенуто—задерживая,замедляя
ROM Постоянная (неизменяемая) память.
Rubato рубато—ритмически свободно, допуская отклонения от метра по желанию исполнителя
Ruhig руиг (нем.)—спокойно
Russico руссико—русское, в русском стиле
S сокр. слов segno, sinistra
Scherzando скерцандо—шутливо, игриво, с юмором
Scherzo скерцо—шутка
Schnell шнель (нем.)—скоро
Scordatura (скордатура) – временное изменение обычной настройки струнного инструмента.
SCSI Small Computer System Interface, интерфейс передачи данных
Secondo секондо—второй (в нотах в 4 руки,—левая партия)
Segno сеньо—знак; al segno—к знаку; dal segno—от знака
Segue сегуэ (букв.—следует)—указание продолжать так же
Sehr зер (нем.)—очень
Semibreve (сэмибреве) – целая нота.
Semplice семпличе—просто
Sempre семпре—постоянно
Sentimento сентименто—чувство
Senza сенца—без
Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf.
Sforzando, sforzato (сокр.—sf., fz., sfz) сфорцандо, сфорцато—выделяя, акцентируя
Shape-note notation  ранний американский тип нотации, в котором употреблялись ноты четырех разных форм: треугольник, круг, овал и звездочка.
Simile (сокр.—sim.) симиле—аналогично, указание продол жать в том же роде
Sine сине—без
Sinistra синистра—левая
Smorzando сморцандо—замирая
Solo соло—солист
Sopra сопра—сверху (относится к той или иной руке при их перекрещивании)
Sostenuto состенуто—сдержанно
Sotto сотто—предлог под; sotto voce сотто воче - вполголоса
Sotto voce (сотто вочэ) – обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.
SPDIF Формат двухканального цифрового интерфейса, разработанный компаниями Sony и Philips для бытовой аппаратуры.
Spirito спирито—душа, воодушевление
Spiritoso (спиритозо) – с воодушевлением.
Spiritoso/spirituoso спиритозо, спиритуозо—с увлечением
Sprechstimme (нем.) – «декламируя», Sprechgesang – «декламационное пение» – техника вокального письма, разработанная А. Шёнбергом и его последователями и состоящая в том, что певец не воспроизводит звуки точной высоты, но как бы скользит, глиссандирует от одного звука к другому; при нотации на штилях нот ставятся вместо «головок» – «крестики» ().
Staccato стаккато—отрывисто
Stesso стессо—см. Istesso
Stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) – оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста.
Stretto стретто (букв.—сжато)—ускоряя
Stringendo стринджендо—сжимая, ускоряя
Subito субито—внезапно, резко
Sul ponticello (суль понтичелло) – буквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего звука.
Sul tasto (суль тасто) – буквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука.
T. сокр. слова tempo
Tanto танто—столь
TDIF Teac Digital Interface Format - восьмиканальный цифровой интерфейс, разработанный для восьмидорожечных цифровых магнитофонов типа DTRS (серия Tascam DA).
Tempo темпо—темп
Tempus perfectum, tempus imperfectum (лат.) – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения.
Teneramente тенераменте—нежно, ласково
Tenerezza тенерецца—нежность, мягкость
Tenuto (сокр.—ten) тенуто—выдерживая длительность полностью или дольше написанного
Terraced dynamics (англ.) – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко.
Tranquillo транкуилло—спокойно
Tre corde тре корде—три струны;указание снять левую педаль
Trio трио—трио; средний раздел,написанной в 3-частной форме; (раньше был трехголосным)
Tristezza тристецца—грусть
Troppo троппо—слишком,очень
Tutte corde тутте корде—все струны, то же, что tre corde
Tutti тутти—все участники ансамбля, оркестра
Un, una ун, уна—неопределенный артикль; один, одна
Una corda уна корда—одна струна; указание применить левую педаль
Ut ют (фр.)—иногда употребляемое название ноты
Veloce велоче—быстро
Vivace, (виваче) – обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.
Vivacissimo вивачиссимо—предельно живо
Voce воче—голос; mezza voce мецца воче—вполголоса
Volkslied фолькслид (нем.)—народная песня
Volta вольта—раз
VST Формат подключаемых модулей, разработанный компанией Steinberg
Walzer вальцер (нем.)—вальс
Wenig вениг (нем.)—немного, мало
Werk верк (нем.)—сочинение, произведение, опус
Wordclock Способ синхронизации цифровых устройств, также называется "синхрослово".
XLR Вид разъема, иногда называется "канон"
Zart царт (нем.)—нежно, слабо
Абстракт приспособление для передачи движения от одного рычага к другому, с отклонением в сторону.
Автентический 1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 2) в средневековой модальной системе – лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.
Аграф стоящий на краю рамы винт с утолщенной фигурной и продырявленной головкой, через которую проходят струны.
Акколада фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.
Аккорд совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.
Аккордовая последовательность движение аккордов в соответствии с определенными принципами.
Алеаторика современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.
Аллилуйя (древнеевр. – «хвалите Бога») – выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в литургическом цикле;
Альбертиевы басы аккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в.
Альт 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.
Амбушюр положение губ при игре на духовых инструментах.
Английский рожок альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя.
Ансамбль 1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 2) в опере – фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.
Антифон форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.
Апподжиатура украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется кратко перед сильной долей ( в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но на сильную долю).
Аранжировка (переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).
Ариозо небольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.
Арпеджио аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.
Артикуляция способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.
Атональность термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.
Аттенюатор Устройство или функция ступенчатого уменьшения уровня.
Ауслёзер приспособление для освобождения, то есть для нарушения связи фортепьянного молотка с приводящими его в движение деталями механизма.
АЦП Аналого-цифровой преобразователь
Аэрофон, духовой инструмент инструмент, звук в котором возникает в результате колебания столба воздуха в трубке.
Бакенклёц боковые чурки или колодки, помещенные с обеих сторон фортепьянной клавиатуры между крайними клавишами последней и стенками корпуса.
Баритон 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.
Бас 1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).
Бекар знак (), указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Бемоль (и дубль-бемоль () – знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Бентик ленточка или тесьма, служащая для оттягивания молотка пианино в состояние покоя при приведении рычагов механизма в исходное положение.
Бородок стальной стержень с плоским торцом, применяемый для выколачивания штифтов и т. п.
Бревис нотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам.
Варьирование прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала.
Вау-вау Эффект изменения частоты среза пропускающего фильтра низких частот.
Вводный тон седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).
Вибрато легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.
Вирбельбанк многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые вбивают колки, натягивающие струны инструмента.
Виртуоз исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой.
Вокализ 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.
Вокальный цикл понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом.
Вращения динамика эффект Комплексное изменение звучания: одновременная амплитудная модуляция, частотная модуляция, тембральное смещение, кажущееся движение источника. Также называется "лесли"
Высотность относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.
Гамма, звукоряд совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). В повседневном употреблении термины «звукоряд» и «гамма» взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.
Гаммерштиль стержень фортепьянного молотка.
Гармонический ритм скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.
Гармония 1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим) аспектом.
Гексахорд диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д'Aреццо
Гетерофония тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.
Гокет тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.
Головной регистр самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.
Голос 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.
Гомофония тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.
Григорианское пение литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение.
Гриф у скрипки и подобных ей инструментов – деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.
Грудной звук использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.
Группетто тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре – до – си – до. Обозначается как (да капо) – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
Двойная трель одновременная трель на двух высотных уровнях.
Двойной метр метр, для которого типичны два основных ударения в такте – более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую – сильное, на четвертую – слабое.
Двойной язычок техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков «т-к»).
Двойные ноты одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).
Дека доска музыкального инструмента, служащая для усиления звука струп.
Демпинг-фактор Параметр, характеризующий совместную работу акустической системы и оконечного каскада усилителя
Демпфер приспособление для заглушения колебаний струн.
Джаз один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.
Джек Вид разъема, также называется "phone"
Диапазон 1) в средневековой теории музыки – октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.
Диатоника семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.
Диез ( и дубль-диез () – знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Динамические обозначения слова (например, forte), буквенные сокращения (например, f или p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения.
Дискант 1) вид многоголосия 12–15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов (в России – в хоровой партитуре для хора мальчиков, иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).
Диссонанс нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс – исторически изменяющееся понятие.
Добавочные линейки короткие линейки, которые помещаются выше или ниже нотного стана для обозначения звуков, находящихся выше или ниже диапазона, охватываемого нотным станом.
Доминанта пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).
Драйвер Минипрограмма, обеспечивающая работу прикладных программ с периферийными устройствами.
Задержание один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.
Затакт один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.
Звукопись прямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке; например, восходящее гаммообразное движение на слова «и восшел на небеса».
Идиофон инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник).
Имитация повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.
Импрессионизм художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма – К.Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.
Импровизация искусство спонтанного создания или интерпретации музыки (в отличие от точного следования заранее записанному тексту).
Инверсия, обращение 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до – ре – ми ѕ ми – ре – до; 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым обращением трезвучия до – ми – соль является секстаккорд ми – соль – до.
Инструментовка, оркестровка искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля см. ОРКЕСТРОВКА.
Интервал музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.
Интонация 1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).
Кабалетта 1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный быстрый раздел оперной арии.
Каватина короткая лирическая ария песенного типа.
Каданс завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса – автентический (доминанта – тоника), плагальный (субдоминанта – тоника).
Каденция  в инструментальном концерте для солиста с оркестром – виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.
Камерная музыка инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет.
Кантилена вокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера.
Каподастр планка, прижимающая поперек струны, являющаяся одной из границ для их колеблющихся участков.
Капсюль деревянная или металлическая вилка, в которой, как в шарнире, колеблется на штифте деталь фортепьянного механизма.
Кастрат мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко.
Квартет струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано.
Квартоль деление ритмической доли на четыре равные части.
Квинтет струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.
Квинтоль деление ритмической доли на пять равных частей.
Керн деревянное ядро детали фортепьянного механизма, в частности головки молотка.
Клавесин струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.
Клавиатура совокупность клавиш музыкального инструмента, объединенная на обшей раме или доске.
Клавикорд небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.
Клавир общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.).
Клавиша рычаг, служащий для игры на музыкальном инструменте, действующий посредством нажима на его игровой конец.
Клапан крышка фигурного профиля, вращающаяся в шарнирах над клавиатурой, предохраняющая последнюю при бездействии (неупотреблении) инструмента.
Кластер диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.
Клёц  чурка, колодка, деревяшка толстого профиля.
Ключ 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.
Ключевые знаки бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор
Кода заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.
Колизвар инструмент для расширения отверстий; состоит из слегка конусообразного металлического стержня с мелкой насечкой или шероховатостью.
Колоратура виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере.
Консонанс созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.
Контральто самый низкий по регистру женский голос.
Контрапункт тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью.
Контрафагот большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота.
Контрклавнатура часть механизма фортепьяно, не составляющая ОДНО целое с ударным механизмом и клавиатурой, приводимая в действие от задних концов клавиш и обслуживающая демпферы.
Контртенор  очень высокий мужской голос (выше тенора).
Контрфенгер отросток на шультере пианинного молотка, входящий во взаимодействие с фенгером при отскакивании молотка от струн после удара.
Концертино в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo.
Концертмейстер 1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.
Лады 1) звукоряды типа мажора или минора; 2) в Средневековье система диатонических («по белым клавишам») модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах – автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы – дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами. См. ЛАДЫ; 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков.
Лейтмотив в операх Рихарда Вагнера ( и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) – мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями.
Либретто текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.
Лига изогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу; если лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а ее длительность присоединяется к длительности первой ноты.
Лирическая опера (opéra lyrique) – термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между «большой оперой» (grand opéra) и «комической оперой» (opéra comique).
Луп Семпл, предназначенный для воспроизведения в закольцованном виде.
Лютня  струнный щипковый инструмент.
Люфт промежуток, воздушный зазор.
Мадригал 1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв.
Мажор и минор термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.
Мануал  клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.
Медианта  III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.
Мелизмы (украшения) – 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.
Мелкая нота нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»).
Мелодия музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.
Метр ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).
Метра и размера обозначения метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.
Метроном механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.
Меццо-сопрано женский голос средней высоты, между сопрано и контральто.
Микротон интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).
Минимализм музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала.
Модальность способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину «модальность» может соответствовать термин «ладовость»).
Модуляция в мажоро-минорной системе смена тональности.
Монодия 1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением.
Мордент украшение (мелизм), обозначаемое как () или () и состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении; возможен также двойной мордент вверх и вниз.
Мотив краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.
Мультитембральность Количество одновременно воспроизводимых пэтчей инструмента (чаще всего синтезатора).
Надфиль маленький напильник с мелкой (бархатной) насечкой, применяемый для ювелирных и т. п. точных работ.
Настройка процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.
Неаккордовый звук звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним.
Невматический стиль в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов – в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев.
Невмы знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками.
Неоклассицизм одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. эпохи барокко и классицизма.
Неразрушающее редактирование Изменение данных без уничтожения их первоначального состояния.
Нота  графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.
Нотный стан совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.
Обертоны призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.
Овердрайв Эффект перегрузки
Огибающей генератор Устройство или функция, изменяющая параметр с течением времени.
Октава интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1 : 2.
Октет ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава.
Органный пункт, педаль выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом.
Органум форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии.
Основной тон главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.).
Пандиатоника стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.
Параллельное движение восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).
Параллельные аккорды восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.
Параллельные мажор и минор мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).
Пауза термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.
Педаль ножной рычаг, служащий для приведения в действие вспомогательных механизмов фортепьяно.
Пентатоника пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.
Передискретизация Дискретизация на повышенной частоте при аналого-цифровом или цифро-аналоговом преобразовании
Перекрестный ритм одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.
Перечение близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.
Перфоманс Набор из нескольких пэтчей. Также может называться "комби", "мульти", "микс".
Петля Участок семпла, предназначенный для закольцовывания при воспроизведении семпла.
Пилот винт с фигурной головкой, ввинченный в заднюю часть клавиши и приподымающий рычаги механизма при игре.
Плагальный 1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.
Подключаемый модуль (плагин) Дополнительная программа, работающая внутри "основной" программы.
Полимодальность одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов).
Полиритмия одновременное использование отчетливо контрастных ритмических рисунков в разных голосах.
Политональность одновременное звучание двух и более тональностей.
Полифония склад письма, предполагающий самостоятельное движение каждого из двух или более голосов.
Полосовой фильтр Устройство или функция, пропускающие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе и удаляющие остальное.
Полутон половина тона, или 1/12 октавы.
Пользовательский Набор параметров, подготовленный пользователем.
Постлюдия инструментальная пьеса, исполняемая после окончания службы в западной христианской церкви (обычно на органе), а также самостоятельная инструментальная или оркестровая пьеса, напоминающая «послесловие».
Пресетный Набор параметров, подготовленный производителем.
Примадонна ведущая исполнительница женских партий в оперном театре.
Программная музыка инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали произведения этого типа.
Проходящий звук звук, не входящий в структуру аккорда, а линейно связывающий два консонантных созвучия (обычно появляется на слабой доле такта).
Псалмовые тоны относительно простые мелодические формулы – модели, по которым исполнялись в средневековой западной христианской церкви псалмы и другие богослужебные тексты.
Пунктирный ритм  ритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. Обозначается точкой справа от ноты.
Пушель разновидность мягкого пушистого войлока; применяется для подушек демпферов и других деталей игрового механизма.
Пэтч Набор параметров устройства. В синтезаторах также может называться "программа", "тембр", "звук", "пресет".
Разработка развитие музыкальной идеи путем вычленения фрагментов тем, изменения тональностей тем, их расширения, разного рода сочетаний между собой и т.д. Разработкой называется также второй, развивающий раздел сонатной формы (сонатного аллегро).
Разрешение движение от диссонанса к консонансу.
Разрядность Параметр цифрового звука
Ракоход возвратное, от конца до начала, движение темы.
Распев, роспев система монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий.
Регистр 1) группа органных труб, создающих определенный тембр; 2) определенный участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» – фальцет).
Режекторный фильтр Устройство или функция, удаляющие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе и пропускающие остальное.
Реприза  заключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в заключительном разделе разных форм – например, трехчастной.
Респонсорий песнопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в музыке разных стилей.
Рефрен 1) в форме типа рондо – неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 2) припев – вторая, неизменяемая половина куплета в куплетной форме (например, в песне).
Рипка планка или брусок из резонансной древесины, приклеиваемая к нижней (задней) стороне фортепьянной деки; увеличивает её прочность и улучшает ее резонансные свойства.
Ритм  временная организация музыки; конкретно – последовательность длительностей звуков.
Ритурнель буквально «возвращение». В ранней опере термин относился к повторным возвращениям мелодии (типа рефрена); в барочном концерте ритурнелем называлось периодическое возвращение вариантов первой темы, которые исполнялись всем оркестром (в отличие от промежуточных разделов, исполнявшихся солирующими инструментами).
Рококо стиль искусства первой половины 18 в., в том числе музыки; для рококо характерно обилие орнаментальных мотивов, прихотливость линий.
Рубанок струг для придания гладкости поверхности дерева.
Рулейстик планка или перекладина, на которую ложатся в состоянии покоя детали фортепьянного механизма.
Ряд, серия основная структура в додекафонии (технике 12-тоновой композиции); в чистом виде серия представляет собой 12 неповторяющихся звуков, которые появляются в порядке, определенном композитором; на практике серия может состоять из разного числа неповторяющихся звуков.
Свинг стиль танцевальной джазовой музыки для оркестра типа биг-бенд, популярный в конце 1930-х и начале 1940-х годов.
Связка фрагмент второстепенного содержания, часто модулирующий, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому.
Секвенсор Устройство, программа или функция, служащие для записи и воспроизведения информации.
Секвенция повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.
Секстет ансамбль из шести исполнителей или сочинение для этого состава.
Секстоль деление ритмической доли на шесть равных частей.
Семпл В семплерах и синтезаторах - образец звучания, записанный в цифровом виде. В цифровом звуке вообще - один из отсчетов, ряд которых представляет сигнал после аналого-цифрового преобразования
Септет ансамбль из семи исполнителей (у каждого своя партия) или сочинение для этого состава.
Сериализм, сериальность техника композиции, при которой в качестве основы используется набор неповторяющихся звуков (классический вариант – 12 звуков, но может быть и меньше) и все сочинение состоит из непрерывного повторения этого набора – серии или нескольких серий; по тому же принципу организуются ритм, динамика, тембр и т.д. Простейший, исходный вариант сериальности – додекафония, в которой учитывается только звуковысотный фактор.
Силлабический стиль вокального письма, при котором на один слог приходится один звук (без внутрислоговых распевов).
Сильная доля основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле.
Симметричный Способ передачи электрического сигнала с использованием двух проводов, по одному из которых сигнал передается в противофазе
Синкопа перенос акцента с ударной доли на безударную.
Синтезатор электронный музыкальный инструмент.
Скерцо пьеса или часть цикла в быстром темпе.
Склад, письмо тип взаимодействия голосов в музыкальной ткани. Основные типы: монодия (одноголосие); полифония, или контрапункт (несколько свободно взаимодействующих линий); гомофония (мелодия с аккомпанементом).
Случайные знаки знаки, употребляющиеся для указания на повышение или понижение тона. Знак диез () дает повышение на полутон; знак бемоль () – понижение на полутон. Знак дубль-диез () повышает звук на два полутона, знак дубль-бемоль () – понижает на два полутона. Знак бекар () отменяет предыдущий случайный знак. Случайный знак действителен для той ноты, перед которой он выставлен, и для всех ее повторений в границах данного такта.
Сольмизация система слогового наименования нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сольфеджио 1) вокальные упражнения, поющиеся на гласные или на слоги; 2) одна из дисциплин музыкально-теоретического курса.
Сопрано 1) верхняя партия в хоровой партитуре; 2) самый высокий по регистру женский голос (или голос мальчика); 3) разновидность некоторых инструментов – например, сопрановый саксофон.
Составной двудольный метр метр (размер), для которого характера группировка метрических долей по три (6/4 или 6/8).
Составной трехдольный метр метр (размер), для которого характерны три группы по три метрические доли в каждой (9/6 или 9/8).
Соул один из стилей американской популярной музыки, имеющий в основе негритянские фольклор и духовное пение.
Спинет в 17 и 18 вв. разновидность клавесина небольшого размера, а также маленькое пианино.
Стамеска режущий инструмент с рукояткой, служащий при обработке столярных изделий.
Стретта 1) в фуге, особенно в ее заключительном разделе, – изложение полифонической темы в виде простой или канонической имитации, при котором имитирующий голос вступает до окончания темы в начинающем голосе; 2) ускорение темпа действия и темпа музыки в финалах итальянских опер.
Струбцина зажимное приспособление для стягивания и сжатия вместе склеиваемых деталей; обычно снабжается винтовым устройством.
Стусло доска или подставка для временного помещения на ней деталей разобранного и ремонтируемого механизма.
Субдоминанта буквально «ниже доминанты»: IV ступень в мажоре или миноре (например, фа в до мажоре).
Субмедианта буквально «ниже медианты»: VI ступень в мажоре или миноре (например, ля в до мажоре).
Сурдина приспособление, позволяющее приглушить, смягчить звучание некоторых инструментов.
Табулатура распространенные в эпохи Возрождения и барокко системы нотации для таких инструментов, как орган, клавесин, лютня и гитара; в табулатурах используется не пятилинейная нотация, а разнообразные знаки – цифры, буквы и т.д.
Такт единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.
Театральная музыка музыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы; в 19 в. обычно сочинялись увертюра и антракты.
Тема основная мелодическая мысль произведения; часто термин употребляется для обозначения главной темы фуги и других полифонических произведения, а также главной партии в сонатной форме.
Тембр специфическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента.
Темп скорость движения в музыке.
Темперация выравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при которой октава делится на 12 равных полутонов. Характерное для второй половины 20 в. движение к возрождению старинной музыки привело к возрождению разных способов темперации принадлежащих эпохам Возрождения, барокко, классицизма и т.д.).
Тенор 1) вторая снизу партия в четырехголосном письме; 2) высокий мужской голос; 3) разновидность инструментов соответствующего регистра – например, теноровый саксофон; 4) в средневековой полифонии тенором назывался голос, в котором крупными длительностями излагалась основная (часто заимствованная) тема композиции (cantus firmus).
Тесное расположение расположение аккорда, при котором составляющие его тона находятся в максимальной близости друг от друга.
Тесситура основной диапазон голоса или инструмента (без самых крайних регистров).
Тетрахорд четырехступенный звукоряд в диапазоне кварты.
Тон 1) единичный звук определенной высоты и продолжительности; 2) интервал, состоящий из двух полутонов (например, большая секунда до – ре).
Тональность 1) высотное положение лада – например, до мажор; 2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия – тоники. Термин «тональность» употребляется как антоним термина «модальность», связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами.
Тоника основной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до – ми – соль в до мажоре).
Транскрипция, обработка, переложение приспособление произведения для другого инструмента или для другого состава исполнителей, чем в оригинале, – например, транскрипция хорового произведения для инструментального ансамбля. Транскрипцией может называться и переработка произведения для того же, что в оригинале, инструмента – например, с целью придания ему большей виртуозности.
Транспозиция, транспонирование перенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность.
Трезвучие аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до – ми – соль.
Трель очень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно записывается: tr.
Тремоло быстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне.
Трехдольный метр, размер размер, для которого типично наличие в каждом такте (3/4, 3/2) одного сильного удара и двух слабых.
Трио струнное трио: ансамбль из скрипки, альта и виолончели; фортепианное трио: ансамбль из фортепиано, скрипка и виолончель.
Триоль деление ритмической доли на три равные части.
Тритон интервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями; в Средневековье тритон считался запрещенным интервалом.
Тройной язычок техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (труба, валторна, флейта), аналогичная двойному язычку, но подобная произнесению звуков «т-к-т» в быстрых триольных пассажах.
Трубадур  в Южной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант.
Трувер в Северной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант.
Увеличение изложение мотива или темы при их повторении более крупными длительностями.
Украшения одна нота или группа нот, которые записываются мелким шрифтом и прибавляются к основной мелодии с целью ее «расцвечивания», «украшения».
Уменьшение сокращение, обычно вполовину, длительностей при повторении мотива или темы.
Унисон 1) теоретически – нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; 2) практически – исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.
Фальцет самый верхний регистр мужского голоса, в котором используется головной резонатор и который расположен выше основного диапазона.
Фантомное питание Маломощное питание, необходимое для работы конденсаторных микрофонов.
Фанфара 1) более или менее протяженная мелодия, исполняемая трубами или другими инструментами того же типа; в фанфаре обычно используются ходы по трезвучиям; 2) медный духовой инструмент.
Фейзер Эффект периодического изменения фазового соотношения прямого и обработанного сигналов.
Фенгер захват для заклинивания и торможения движения деталей фортепьянного механизма, в частности молотков.
Фермата свободная пауза или задерживание звука или аккорда; фермата обозначается значком или .
Фигура рычаг сложной формы, входящий в состав ударного фортепьянного механизма.
Фильц войлок.
Финал последняя часть многочастного инструментального цикла (в классической традиции – быстрая и оживленная) или заключительный ансамблевый раздел всей оперы или отдельного ее акта.
Фленджер Эффект, обычно получаемый посредством небольшой задержки сигнала, модуляции времени задержки, смешивания обработанного сигнала с прямым.
Флэш-память Изменяемая память, сохраняющая содержание при выключении питания.
Фортепиано название самого распространенного современного клавишного струнного инструмента, относящееся к его разновидностям –пианино и роялю.
Форшлаг украшение, состоящее в исполнении перед основным звуком очень краткого дополнительного звука.
Фраза фрагмент мелодии, который по значению можно сравнить с речевым предложением (или с придаточным в сложном предложении).
Фразировка ясное, выразительное исполнение музыкальной фразы и всех элементов, определяющих смысл музыкальной речи, с помощью гибких изменений темпа, динамики, расстановки акцентов и т.д.
Фуга шов между досками, плотно пригнанными друг к другу обычно по прямой линии.
Фуганок инструмент для фугования, то есть пригонки досок друг к другу. Фуговать — пригонять края досок друг к другу по прямой и в плоскости.
Фугированный использующий некоторые приемы фуги, чаще всего имитации, например фугированное аллегро.
Хемиола ритмический прием, при котором трехдольный размер изменяется на двудольный путем переноса акцентов в такте. Этот прием был распространен в 15 в., употреблялся и позже, особенно для укрупнения ритмического движения в заключительных разделах, перед финальным кадансом.
Хор группа струн, настроенных в унисон и ударяемых одновременно одним молотком; применяется для усиления громкости звуков инструмента.
Хордофон, струнный инструмент инструмент, в котором звук возникает в результате колебания струны.
Хорус Эффект "хора", обычно получается посредством небольшого смещения высоты звука, модуляции количества смещения, смешивания обработанного сигнала с прямым.
Хроматизм употребление альтерированных (не принадлежащих к основному звукоряду) звуков.
Хроматическая гамма гамма состоящая только из полутонов (12 в октаве).
Цангобель цинубель — рубанок с зазубренным лезвием, для получения шероховатой поверхности дереза при подготовке места под склейку.
ЦАП Цифро-аналоговый преобразователь
Целотоновая гамма звукоряд, состоящий из целых тонов, т.е. представляющий собой октаву, поделенную на шесть равных частей.
Цикл музыкальная композиция, состоящая из нескольких частей, где части объединены драматургически и тематически.
Цикля пластинка из твердой стали, с острыми, прямоугольного профиля кромками; применяется для соскабливания и окончательного выравнивания отделываемой поверхности.
Циновать обрабатывать цинубелем.
Цифрованный бас принятая в эпоху барокко сокращенная запись аккордового аккомпанемента с помощью цифр, которые помещались над или под нотами басового голоса. Исполнитель на инструментах гармонического типа (клавесин, орган, лютня) мог с помощью цифровой записи воспроизводить полную гармоническую фактуру произведения.
Цулага пластинка и т. п. приспособление, подкладываемос под винт или рамку струбцинки при склеивании деталей.
Частота дискретизации Параметр цифрового звука
Часть относительно самостоятельный раздел крупной музыкальной формы, обычно с отчетливо выраженными началом и завершением.
Четвертитон интервал, равный половине полутона.
Шаговый секвенсор Устройство, программа или функция, служащие для воспроизведения предварительно запрограммированной информации.
Шпаклёвка, шпаклевать замазывание шероховатостей в отделываемой поверхности быстро твердеющей смесью.
Шпилер рычаг, толкающий шультер, или основание фортепьянного молотка н сообщающий ему движение по направлению к струнам.
Штег мостик или подставка, укрепленная на резонансной деке и передающая ей колебания проходящих по штегу струн.
Штифт стержень, являющийся осью шарнира деталей фортепьянного механизма.
Штульрама доска или рама, на которой покоится или укрепляется клавиатура и механизм фортепьяно.
Шультер  стержень, являющийся осью шарнира деталей фортепьянного механизма.
Шуцлёйстик планка или брусок, служащая упором для предотвращения чрезмерного движения деталей фортепьянного механизма.
Эквалайзер Устройство или функция изменения частотного спектра звука.
Экспозиция первый раздел целого ряда форм, прежде всего фуги и сонатной формы, в котором представляется (экспонируется) тематический материал всей композиции.
Экспрессионизм стиль изобразительного искусства первых десятилетий 20 в., который обычно ассоциируется с атональной и додекафонной музыкой.
Экстрактор инструмент для извлечения каких-либо деталей из механизма (в частности, штифтов, колков и т. п.).
Электронная музыка музыка, звуковой материал которой создается с помощью синтезатора.
Энгармонизм при равномерной темперации возможность записи одного и того же звука разными способами: например ля-диез и си-бемоль.

Если Вы не нашли определения в нашем глоссарии - обратитесь в службу поддержки, мы будем рады сообщить Вам его значение в течении нескольких часов.
Copyright Elite Consulting Group © 2003-2005
Вызов настройщика

Страница сгенерирована за 0.033 сек..